Шаманизм – традиционная религия Древних
Шаманизм – традиционная религия Древних. Материалы археологических раскопок, наскальные рисунки, реликты древнейших обрядов и традиций,восходят к первобытно-общинному строю. Несмотря на технопрогресс, в трансформированном виде он сохранился сегодня на всей планете. В конце ХХ, начале ХХI века шаманская система ценностей начала широко возрождаться. И, возможно, это связано с тем, что люди хотят вернуть утраченную духовность. А шаманизм – это большая духовность. Прежде всего, потому, что он предполагает знание своего рода, предков. Надо знать свои корни, знать, чей ты сын или чья дочь. Это дает человеку генетическую информацию.
Шаманские боги говорят, что главные трудности людей связаны с тем, что человечество уверовало в идею превосходства. Оно отделило себя от остального живого мира, от природы, от своих родовых предков, от своего прошлого, от Матери-Земли и Отца-Неба. Боги призывают любить землю, природу как часть ее, ибо она ответит людям тем, что даст все необходимое для проживания на планете, как в родном доме.
Современных шаманов сегодня беспокоит все увеличивающийся отрыв человека от его родовых мест, истоков рода, родовых корней, знаний родословного дерева, связанных с ним легенд, преданий и сказаний. Во многом забыто само понятие шаманизма, шаманское обрядовое действо, шаманские атрибуты, одежды.
У шаманистов существует различные термины для обозначения божества и духа; бурхан, тэнгэри, хан, нойон, эжин, заян, онгон и т.д. Перечислим названия наиболее известных божеств и духов и разделим их на три сферы. Первая сфера - земная к ней относятся - эжин всей земли (дэлхэйн дайдын эзэн) – богиня Этуген она дарует богатства, и плодородие этой сфере относят хозяина тайги – Баян Хангай, хозяин вод – уhан Лусад хан. И локальные хозяева местности.
Ко второй сфере относятся божества небесных тел и воздушных явлений. Небо и небожители Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгэри) считается мужским началом, дарующим жизнь, олицетворяет разум целесообразности и высшую справедливость. На небе (в космосе) существует своя жизнь, обитают Тэнгэри, которые произошли от Вечного Синего Неба. Существуют 55 западных, 44 восточных , 77 северных , 33 верхних и т. д. Они олицетворяют явление неба и атмосферы и человеческую деятельность в различных её проявлениях и поэтому, считают хозяевами: снега, молнии и грома, войны, мужества и различных болезней.
Третья сфера это хозяева подземного царства доодо замби Эрлик хан. Представляется очень грозным божеством, имеющим большой штат помощников – писарей, судей, надзирателей, посыльных и т. д. Его функции – судить и карать людей за их поступки.
Также существует бытовые духи и божества. К ним относим 1) хозяин огня Сахядай ноён; 2) хозяева, покровительствующие хозяйству и ремеслам это покровители скотоводства, охотничьего промысла, рыбного промысла, землепашества, кузнечного ремесла, семейного быта, учебы, искусства и покровители культовой шаманской деятельности.
В бурятском шаманизме термин Онгон означает - божество, дух. Причем онгонами называют только тех божеств или духов которые могут «вселятся» в тело шамана. Онгоном также называют изображение, иконический знак духа, божества.
К главным онгонам надо отнести души умерших шаманов, ставшие небожителями и охраняющие покой своих потомком. У бурят иконические онгоны существовали в двух формах. 1) В виде изображения богов и духов (и в этом плане напоминают христианские иконы и ламаистские статуэтки – бурханы). 2) В виде животных, посвященных каким-либо богам - быка, козла, лошади, овцы. Иногда онгонами делали птиц и рыб, которых после обряда посвящения отпускали. Изображения богов и духов делали из жести, глины, войлока, кожи, материи, шерсти и волос в виде человеческих фигурой или кукол. Онгонами могли быть шкурки зверьков, обычно белки, соболи, горностая, колонка и зайцы. Онгонов – изображений было много, делалось обычно шаманами и обязательно освещались, одухотворялись ими. Каждая семья имела свой набор онгонов, имевших свою функцию или назначение. Их полагалось периодически «кормить», ублажать с помощью шамана. Основное назначение онгонов-животных – служить богам средством передвижения, оберегать домашний скот и хозяйство.
С онгонами были связаны различные обряды и запреты. Ныне обряды поклонения онгонам возрождаются, онгоны - животных встречаются, но редко.
Бурятские шаманы проводили ежегодные общественные жертвоприношения и моления «тайлган» божествам и духам неба и земли и поэтому назывались «тайлгаша боо» («тайлганские шаманы»). В месте с ними (или без них) «тайлган» могли проводить и уважаемые улусные старики, хорошо знающие обряд и шаманские призывания «дурдалга».
Шаман - это посредник между миром духов и миром людей. Современный монголо-бурятский термин «боо» («шаман») восходит к среднемонгольскому «бугэ», «бекш». Проведение древних обрядов предполагает знание особой шаманской техники «вхождения онгона», при котором в тело шамана входят не просто родоплеменные духи, а духи высших божеств шаманского пантеона. Считается, чем выше божественный уровень онгона, тем труднее шаману, необходимо быть очень сильным физически и духовно, потому что вхождение онгонов шаманы чувствуют как вхождение в сознание высоких уровней энергий и вибраций. Обычно шаман общается со своими родовыми духами (онгонами). Они занимают низшую ступень в иерархии небожителей, тэнгриев, которая. как считается. состоит из 9 небесных и 9 подземных уровней. Сейчас шаманы общаются в основном с родовыми онгонами, потому что возможно для настоящего знания вышестоящих богов ещё не пришло время. Родовые онгоны - это духи предков - бывших шаманов. После смерти их приняли в круг тэнгриев. и они стали хранителями, покровителями своего рода, всех своих потомков. И когда шаман обращается к духам, он общается со своими предками. В них сила рода, они помогают своим далеким потомкам. При необходимости шаман может призвать и онгонов тех людей, которые обращаются к нему за помощью. Во время транса сознание самого шамана полностью отключается, а облик его преображается, меняются голос, манера разговора и поведения. Родовые онгоны, как и люди, бывают добрыми, сердитыми, веселыми, грустными. Онгоны помнят то, что они делали в жизни, что они любили. Онгон говорит тем языком, тем диалектом, на котором говорил при жизни. Иногда бывает трудно его понять, потому что он говорит на старом бурятском, многие слова из которого устарели и не употребляются теперь.
Шаманы, даже не имея медицинского образования, могут достаточно точно поставить диагноз больного. Каждый шаман может обратиться к своим родовым духам, и, не входя в транс, спросить их о болезнях обратившегося к нему человека. Это диагностика - первый этап лечения. Тогда же шаман спрашивает у онгонов, какова причина недуга: наказание за какие - то проступки, посланное предками, или обычная болезнь. Если болезнь первого типа, то человеку нужно обязательно провести соответствующий обряд поклонения предкам. Если же второго, то шаман указывает пути исцеления: отправляет больного к врачам официальной медицины, в дацан, к кому-то ещё. Шаманы лечат и сами: массаж, костоправство, омовение. Все лечебные процедуры проводятся шаманом с помощью их онгонов,
которые наделяют их силой врачевания. Можно вылечить многие болезни, но не в последней стадии. И к каждому человеку нужен индивидуальный подход, массовое лечение шаманами не приветствуется. Шаманы не утверждают, что они сильнее медицины, просто знают, что природа всегда сильнее человека. Шаманы считают, что через онгонов можно получить ответы на многие вопросы. В так называемой в шаманском мире «небесной картотеке» есть ответы на все вопросы, там нет границ между прошлым и будущим, там ведомо все. В наш технократический век это трудно воспринимать, в это надо верить. У людей, имевших хоть однажды такой опыт общения, отпадают сомнения в возможности существования этого феномена. Общение с онгонами открывает новый мир, неведомый нам, но такой реальный для шаманов. Чем больше погружаешься в него, тем больше вопросов возникает, но бесспорно одно: все мы тесно взаимосвязаны между собой и мир безграничен в своем познании. По мнению ученых, придет время, когда для выживания человеку необходимо расширять границы своего «я», выходить на новые уровни восприятия разнообразия мира и себя в нем. А для этого нужны иные источники знаний, и шаманские древние методы – одни из них.
Неошаманизм
Погребённая Тайна Шаманизма
Тайны Шаманизма
Шаманизм как система психотехники
Шаманская теория паралельных миров
Шаманы современности
|
|
|